Сенсорное развитие ребенка – это получение малышом знаний о свойствах предметов (форма, размер, цвет), запахах и вкусовых качествах. Ранее детство – лучший период для начала таких занятий, ведь в этом время они не просто нужны, а необходимы.
Сенсорное развитие детей раннего возраста: значение
- оно является базой для дальнейшего развития интеллекта;
- позволяет ребенку упорядочить представления о мире, которые он получает самостоятельным образом;
- развивает усидчивость и наблюдательность;
- повышает внимательность;
- расширяет словарный запас;
- положительно влияет на развитие всех видов памяти;
- развивает эстетическое чувство.
Восприятие внешнего мира начинает формироваться с младенчества и достигает своего максимума примерно к трехлетнему возрасту. Ребенок умеет уже определять цвета, формы и другие признаки отличия предметов. Развития музыкального слуха позволяет дифференцировать виды звуков, их тембр и длительность.
Развитие сенсорных способностей лучшим образом достигается с помощью игр, пения, рисования, на занятиях с мелкими предметами быта и строительным материалом. Лучшим способом воздействия на память малыша – обучение в игровой форме.
Помогает ребенку развиваться взрослый человек – мама, папа или преподаватели в группах. Самостоятельно с помощью пособий и игрушек малыш не сможет достичь высокого уровня, все его действия необходимо направлять и объяснять. При этом в возрасте 3-4 лет не так важно дать ребенку весь багаж знаний, как научить его воспринимать информацию и анализировать ее. Стоит помнить, что в этот период малыш рассматривает все предметы в целостности, поэтому ему не представляет труда рассмотреть и понять перевернутую фотографию или картинку в книге.
В два года ребенок начинает социализироваться и воспринимать события окружающего мира, природные явления и характеры близких людей. В это время родители должны обеспечить должное количество познавательной информации для работы мозга и анализа.
Планируя сенсорное развитие детей раннего возраста необходимо учитывать и их характерные особенности, и количество прожитых лет, и уровень их развития. Нельзя в одной группе сочетать малышей с разными показателями: одни станут отставать, другим будет не интересно знать очевидное. Очень важен фактор усложнения занятий и перехода от простого к сложному. При этом обучение должно быть последовательным и регулярным.
Взрослые должны обязательно анализировать проведенные уроки и выделять слабые стороны ребенка. Именно на них в дальнейшем должен быть упор в развитии. Очень важно соединять прошедшие занятия с повседневными играми, прогулками, разговорами.